23 марта 2025 года в рамках проведения приходских бесед рассматривалась тема, посвященная истории и учению неопротестантских сект
23 марта в рамках проведения приходских бесед рассматривалась тема, посвященная истории и учению неопротестантских сект. С сообщением по этой теме выступил доцент Сретенской духовной академии и член миссионерского отдела Московской городской епархии Роман Михайлович Конь.
Вначале встречи был рассмотрен вопрос, касающийся святоотеческого понимания понятия секта, критериев сектантства и методологий противодействия ему. В качестве примера святоотеческой дефиниции секты было приведено ее определение, данное мучеником Николаем Варжанским (+1918), исполнявшим с 1908 г. до своей мученической смерти обязанности помощника, а затем московского противосектантского миссионера, изложенное в его противосектантском катехизисе «Доброе исповедание». В нем он отмечает, что лжеучения «называются или ересями (по-гречески), или сектами (по-латински), а те, кто оставляют истинную веру и идут за этими … измышлениями — называются или еретиками, или сектантами» (Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. Почаев, 1910. С. 9.). Те же вероучительные критерии сектантства использованы в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (п.6,3), принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. Обсуждение вопроса о разграничении протестантов и неопротестантов стало следующей темой встречи. В ходе его раскрытия были отмечены исторические и богословско-канонические аспекты этой проблематики.
После рассмотрения происхождения термина «протестант» и его применения к конфессиям, которые возникли в ходе Реформации XVI века, было, в частности, отмечено принципиальное расхождение между т.н. историческими протестантами (лютеранами, реформатами и англиканами) и течениями, появившимися на идейной почве Реформации, – баптизмом, методизмом, адвентизмом, пятидесятничеством и др. Если исторические протестантские вероисповедания совершают крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа и в три погружения, то баптисты, адвентисты, пятидесятники крестят во имя Святой Троицы, но в одно погружение. Согласно 50-му Апостольскому правилу, 7 правилу II Вселенского Собора, 95 правилу VI Вселенского Собора такое крещение считается недействительным и при присоединении крещенных таким образом к Православию их надлежит принимать как некрещенных.
Краткому обзору основных положений неопротестантизма – учению о том, что только Священное Писание является единственным и достаточным источником вероучения; учению об оправдании только верою и учению о спасении только по благодати было уделено внимание в третьей части беседы. Особое внимание было обращено на православное и неопротестантское понимание благодати и принципиальному различию между ними. В частности, было отмечено, что термин благодать в Православии применяется для наименования спасительных нетварных Божественных энергий, тогда как неопротестантизм отвергает православное учение о нетварной благодати и наполняет этот термин исключительное юридическим содержанием. Вследствие этого у неопротестантов отсутствует учение о спасении как обожении; об обожении человеческой природы в Ипостаси Христа и у них вообще нет никаких таинств. Поскольку таинства Крещения и Евхаристии лишены в неопротестантизме своей прямой функции сообщения нетварной благодати и приобщения Божественной жизни, то они превратились в одни голые знаки, не имеющие никакого отношения к спасению верующих. Неопротестантизм таким образом, является безблагодатным.
Несмотря на достаточно сложность обсуждавшихся вопросов, прихожане активно участвовали в беседе и задавали много уточняющих вопросов.