Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам
Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), настоятель иеромонах Ермоген (Бурыгин) в сослужении клириков храма возглавил чин прощения.
Богослужебные песнопения исполнили праздничный и народный хоры Троицкого храма.
После отпуста вечерни отец Ермоген прочитал молитву на начало Великого поста, в завершении которой обратился к клиру и многочисленным прихожанам с напутственным словом, испросив прощения.
Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33, в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе.
Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на период Святой Четыредесятницы иноки удалялись в безлюдные пустынные места (как это описано, например, в житии преподобной Марии Египетской). Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе. Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились. Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31). Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями? Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.
Известно, что имели обыкновение проводить Четыредесятницу в уединении в пустыне прп. Евфимий Великий и прп. Савва Освященный (того же обычая впоследствии держался прп. Феодосий Печерский). Однако удалялись они из монастыря заранее, а не в воскресный день накануне начала поста. Следует также отметить, что в повествовании свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского речь идет о прощании монахов, связанном с предстоящей разлукой. В Студийской обители существовал обычай, согласно которому монахи испрашивали друг у друга прощения ежедневно в течение Великого поста: «Надлежит знать, что после каждого повечерия бывает крестообразное — посредством рук — целование, служащее знаком примирения каждого с каждым вследствие ежедневных случающихся столкновений».
По материалам Азбука веры