Накануне праздника Крещения Господня духовенство нашего храма совершило чин великого освящения воды на Бездонном озере в Серебряном Бору
По сложившейся многолетней традиции накануне праздника Крещения Господня, 18 января 2023 года, настоятель Троицкого храма иеромонах Ермоген (Бурыгин) в сослужении клирика храма иеромонаха Виссариона (Красовского) совершили чин великого освящения воды на Бездонном озере в Серебряном Бору. Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Степанов. В торжествах приняли участие певчие храма, многочисленные прихожане и жители района Хорошево-Мневники.
Традиция купания в проруби обусловлена верой в освящение водного естества в день Крещения Господня, потому пробуждает желание многих людей погрузиться в святую воду. В тоже время нужно помнить, что Крещенские купания не основаны на святоотеческом опыте и не имеют отношения к церковному Уставу, потому в сам светлый Праздник душеспасительным и душеполезным для христианина будет посещение храма Божия, совместная молитва и участие в Церковных Таинствах.
В исторической литературе часто указывают, что практика купания в проруби на Крещение Господне возникла в деревнях в XVIII–XIX веке в связи с народным обычаем проводить Святки в различных потехах, баловстве, рядиться в шутовские наряды, озорничать.
Простой люд готовился к празднику, который, как ошибочно считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.
На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов.
Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:
«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона... Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. ...На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. ...Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. ...Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».
По материалам Журнал Фома
Больше фотографий в Фотоальбоме