Праздник Рождества Христова встретил храм Живоначальной Троицы в Хорошеве
7 января 2024 года в нашем храме встретили праздник Боговоплощения. Возглавил праздничную Божественную литургию старший священник Троицкого храма протоиерей Игорь Неродюк в сослужении храмового духовенства. Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Степанов. Песнопения исполнили хор под управлением Ларисы Сергеевны Боровковой и народный хор левого клироса. По запричастном стихе многочиленным прихожанам и гостям храма было оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднества Рождества Христова в 2024 году.
Кратко суть праздника можно выразить Евангельской фразой: «Слово стало плотию» — Ин.1:14. А богослужебные песнопения праздничного цикла напоминают нам и об обновлении Адама (Христос, приняв человеческую природу, соединил ее с Божеством и тем самым освятил, обновил) и преодолении проклятия Евы (Еве было возвещено, что все женщины будут рождать в мучениях, однако Богородица, родив Христа безболезненно, фактически отменила действие этого проклятия), о просвещении людей, находившихся во тьме греха (тема просвещения и света присутствует уже в тропаре, где говорится о том, что Рождество Спасителя явило миру «свет разума», а Сам Христос называется «Солнцем Правды».
Богословское содержание праздника заключается в том, что Слово Божие, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, приняв человеческую плоть, смирило Себя, «истощило», претерпело тяжкие страдания при соединении с нашим бренным, греховным и ограниченным естеством. «Человек настолько ниже, так бесконечно ниже Бога, что стать Богу человеком это все равно было, это хуже было, чем стать царю рабом». В этой теме проявляется особенная догматическая параллель с Пасхой: «Воплощение Сына Божия, будучи Его “истощанием”, явилось для Него своего рода крестом, первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний, настоящий». «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — эта святоотеческая формула, высказанная свт. Иринеем Лионским, очень точно передает смысл Боговоплощения. При этом Рождество Христово можно назвать самым «Богородичным» праздником среди Господских по идейному содержанию молитвословий. Потому хвалебные воззвания в адрес Пресвятой Девы часто встречаются в песнопениях праздника. Отметим следующую стихиру: «Приидите, воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву: радуйся, Граде одушевленный Царя и Бога, в немже Христос пожив, спасение содела. С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам» (3-я хвалитная стихира).