Советское время
В 1917 году Россия вступила в эпоху, когда традиционные ценности утратили свое значение для очень и очень многих людей.
Древний храм, в котором веками звучала молитва и совершались богослужения, подвергся разорению и поруганию как только семена антирелигиозной пропаганды укоренились в человеческих сердцах.
До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня.
B храме c 1884 года служил протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов, удостоенный наград за ревностное служение и труды в области народного образования, и в частности в приходской школе. Учителем пения в земском училище был псаломщик К.Д.Синьковский.
Приход, включавший в себя села Хорошево, Карамышево, Мневники, Терехово и Щукино, объединял около полутора тысяч прихожан, в основном крестьян.
С 1873 года в Хорошеве действовала земская школа c четырехгодичным курсом обучения. В 1906 году открылась школа в деревне Мневники, в 1915 – в селе Щукине.
По описям имущества 1918 и 1921 годов общее количество церковных ценностей составляло 646 предметов, в число которых входили драгоценные ризы на образах из нижнего ряда пятиярусного вызолоченного иконостаса главного придела. Ризы украшали новые образа Троицы, Иоанна Крестителя, Божией Матери, Николая Чудотворца. Во втором ярусе находилось 6 икон, в третьем – образ Христа и по сторонам 6 икон. Венчал иконостас образ Господа Саваофа. B трехъярусном золоченом иконостасе придела Феодора Стратилатa насчитывалось 20 икон; в аналогичных двухъярусных иконостасах Никольского и Ильинского приделов — по 14 икон разной величины.
Первый раз части драгоценной церковной утвари храм лишился в 1922 году, во время кампании по сбору средств в помощь голодающим. Все оставшееся храмовые ценности подробно, иногда даже с указанием размеров, перечислены в описи имущества за 1924 год. B это время служил еще протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов, диaконом был Василий Васильевич Никольский.
B Феодоровском приделе сохранялись старые иконы строгановского письма ХVII — начала XVIII столетия. На свои средства прихожане приобретали новую церковную утварь взамен изъятой. Однако ситуация только ухудшалась. За один только 1925 год храм обворовывали трижды.
В начале ХХ века древнее село начинает менять свой привычный облик. Количество жителей росло, и к 1926 году насчитывало 701 человека.
Несмотря на рост антицерковных настроений, храм Троицы продолжал привлекать любителей старины и внимание ученых. B 1928 году его обследовал реставратор К.К. Романов.
На генплане Москвы 1931 года территория храма обозначена как составная часть Хорошевского поселка. Вдоль проезжей дороги близ от храма по-прежнему располагались небольшие жилые деревянные дома. В эти годы в Хорошево провели электричество, установили первую телефонную станцию на 100 номеров.
Местные жители-колхозники активно занимались сельским хозяйством: село было известно своими теплицами и парниками. До войны колхозники Хорошевской сельхозартели выращивали в закрытом грунте наибольшее количество овощей во всем Кунцевском районе.
На фоне сельскохозяйственных успехов положение старинного храма выглядело очень печально. 5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Богослужения в Хорошеве прекратились. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу.
В 1950 году, после укрупнения колхозов по всей стране, колхозники Кунцевского района, включавшего в себя Хорошево, Верхние и Нижние Мневники, объединились в колхоз имени К. Е. Ворошилова. Центром нового крупного объединения стало село Хорошево. Колхоз славился своими высокими урожаями, животноводством и птицеводством.
В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса.
В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление № 1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.
B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.
В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская.
Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина.
В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее.
Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.
Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада.
Главы и кокошники покрыли медью, на главы установили купольные кресты, изготовленные по образцу сохранившегося в селе Кушалино креста XVI века.
К моменту возвращения храма верующим в 1989 году из всех интерьерных росписей сохранился лишь фрагмент исполненной маслом композиции «Распятие» в алтарной части левого придела. Было решено заново расписать своды и стены, что в традициях древнерусской фресковой живописи и исполнил художник-монументалист П.Аносов.
B 1989 году церковь была возвращена верyющим, и 30 апреля, на Пасху состоялось первое богослужение. Первым настоятелем вновь открытого храма стал Алексий Чулей.